Гармонь как скрепа поколений

Есть песни, которые мы будто с рождения знаем: лишь заиграет гармонь — душа сама слова подсказывает. Только где же теперь гармонь услышишь? По свадьбам и армейским проводам мы, признаться, не ходили, а заглянули в тирлянскую Детскую школу искусств. Адресом не ошиблись — семь лет назад здесь открылся класс гармошки, в котором преподает молодой учитель Наталья Анатольевна Накорякова.

Сейчас, когда её ученики-гармонисты, объединенные в самобытный ансамбль «Тальяночка», известны как дипломанты фестиваля «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина, призёры международного конкурса «Музыкальный вернисаж» и обладатели гран-при первого районного конкурса гармонистов, трудно представить, что вопрос об открытии класса гармони не имел однозначного ответа. Наталье, выпускнице Учалинского колледжа искусств и культуры, профессиональному аккордеонисту, предложили преподавать в ДШИ гармонь при условии, что она наберёт необходимое количество учеников. Молодой педагог в буквальном смысле ходила по домам в поисках будущих музыкантов. Дети откликнулись — удалось набрать 12 человек. Откликнулась и гармонь на игру педагога.


— Чтобы начать преподавать этот инструмент, надо было самой перестроиться. Принять гармошку такой, какая она есть, было непросто, — признается Наталья Анатольевна. — У моего инструмента (своим учитель теперь называет именно гармонь — прим. авт.) нет ни одной ноты с диезом, потому любую мелодию, которую мы разучиваем с учениками, прежде мне приходится перекладывать в тональность, присущую гармошке. Народные мелодии, исполненные на аккордеоне, звучат академичнее, потому гармошка оказывается ближе нашей душе. Для обучения мы берём сразу мелодии, известные народные песни. К сожалению, не для всех детей они оказываются знакомыми, но часто выясняется, что ту или иную мелодию играли их деды и прадеды. В Тирляне когда-то игра на гармошке была модным увлечением юношей и мужчин. Я с детства слышала гармошку дома — мой папа не расстаётся с инструментом. При этом раньше я даже не осознавала, что его этому никто не учил. Просто однажды гармонист забыл свой инструмент в доме отца и две недели не приходил за ним. За это время папа на слух подобрал какие-то мелодии, чем похвастался хозяину гармошки. Тот, оценив его старания, оставил гармонь ещё на месяц. А потом появился и собственный инструмент. Я часто задаюсь вопросом: научилась бы я играть сама, без преподавателя, без четкого графика обучения? Не уверена… Но сейчас для меня важно, чтобы династия гармонистов в нашем роду продолжилась, это уже дело принципа, — серьёзно говорит педагог.
Продолжать есть кому — у Натальи Анатольевны подрастает сын Данила, в этом году на радость родителям он пошёл в первый класс общеобразовательной школы и музыкальной. Класс гармошки вместе с ним пополнила и племянница учителя. Всего же в ДШИ сегодня 17 учеников-гармонистов, что целиком оправдывает его существование. Всего же в школе более ста детей, которые играют на скрипке, фортепиано, синтезаторе, баяне, аккордеоне, гармони, овладевают хоровым пением и с недавнего времени художественным искусством.
— Детская школа искусств в Тирляне долгие годы существует благодаря нашему директору Галине Анатольевне Оглоблиной, — говорит молодой педагог. — Она сумела в самые трудные для страны времена, в годы демографического кризиса отстоять право школы на существование и сохранить коллектив. Здесь работают уникальные педагоги со стажем от 15 до 25 лет, верные музыке и детям. Я и сама когда-то училась у них. Мой преподаватель Наталья Николаевна Медведкова сумела не только привить мне понимание музыки, но и пробудить желание продолжить обучение, за что я ей очень благодарна. Я и сейчас учусь — заочно в уфимской академии. Теперь, когда мы уже коллеги, я понимаю, что она проделала колоссальную работу. Ведь школа искусств отличается от общеобразовательной тем, что, столкнувшись с трудностями, ребёнок может бросить учёбу. Нам важно удержать, заинтересовать детей, объяснить, что без сложностей обучение не бывает. Многому учусь у коллег, помогает сестра, которая без малого 20 лет работает в нашей школе, — упоминает молодой специалист Елену Анатольевну Первухину.
— Когда-то в учебе, а теперь в работе Наталье Анатольевне помогают её ответственность, инициативность, эмоциональность и, конечно, музыкальность, — рассказывает об ученице и коллеге Наталья Николаевна Медведкова. — Она легко находит контакт с детьми.
Наталья Анатольевна считает, что каждому ребёнку полезно обучение в музыкальной школе. Оно не мешает основной учёбе, а наоборот, расширяет кругозор, дисциплинирует, просвещает и помогает определиться в жизни.


— Как учитель, я буду счастлива, когда услышу от кого-то, что мой выпускник в какой-то компании взял в руки гармонь. Ведь это ещё и возвращение к своим корням. Ансамбль «Тальяночка» появился в первую очередь благодаря самому инструменту. Сначала были дуэты, потом трио, а потом ансамбль, в котором невозможно было обойтись без задора, удали. Со стороны, наверное, кажется, что на ансамбле мы шутим и веселимся, но на самом деле мы работаем ещё больше, чем на специальности. В 2010 году, когда появилась «Тальяночка», ребята, вошедшие в ансамбль, были уже свободные в игре. Они могли поставить инструмент, быстро его надеть и начать играть с любого места. По уровню сложности песни и мелодии, которые они исполняют, сравнимы с программой 2-3 класса. В старших классах на специальности мы разучиваем сложные обработки народных мелодий московского музыканта Евгения Дербенко. Потому для взрослых детей, когда у них уже наработана техника, развиты пальцы, даже в быстром темпе простые мелодии играть легко. Но важно сделать выступление ещё и зрелищным. Потому и вприсядку ребята идут, и пила на сцене появляется, и стиральная доска, и всевозможные шумовые инструменты. Зрителям это нравится, и ребята с удовольствием выходят на сцену. С возрастом мальчики начинают бояться сцены, но мне с Никитой Полуэктовым, Вовой Пудиновым, Лёшей Белоголазовым повезло. Даже после окончания музыкальной школы они продолжали играть в ансамбле. Сейчас состав обновляется. А девчата Аня и Ксюша Повираевы могут влюбить в себя самого взыскательного зрителя. Ксюша — вообще уникальный ребёнок, очень музыкальная девочка, исполнительная. Она светится музыкой. И я надеюсь, что будет долго светиться, потому что все мы в какой-то момент тухнем.


Победительница многочисленных конкурсов Ксения Повираева о своем учителе говорит следующее:
— Наталья Анатольевна — замечательный человек и педагог. Не будь её, не было бы тех дипломов и грамот, что достались мне благодаря занятиям в музыкальной школе. Помню первые занятия, помню, с какой радостью я бежала на уроки: подумать только, когда-нибудь я научусь играть так же, как она! Сейчас мы понимаем друг друга практически без слов — настолько сблизились за время учёбы.


«Тальяночка» стала украшением Тирляна, не случайно и первый районный конкурс гармонистов прошёл именно здесь. Старожилы достали из сундуков инструменты — кто внукам отдал, которые начали заниматься в ДШИ, кто продал, чтобы инструмент без дела не лежал. Гармонь вновь становится популярной. В самой музыкальной школе уже семь инструментов, из них пять — современные расписные. Единственное, о чем мечтают сейчас педагоги, — концертный зал, которого в ДШИ нет. Недавно даже появился рояль, а достойного места для него нет. Хоть частушку сочиняй, но лучше всё же найти подходящее помещение, где хватит места и артистам, и благодарным зрителям.

Опубликовано в газете «Белорецкий рабочий».